Джентельменский набор кочевника

Зачастую встречающиеся в паре хутага и хэтэ, иначе говоря, нож и огниво были неотъемлемой частью обмундирования мужчин кочующих племён. В нынешнее время эти предметы являются олицетворением связи с предками, культурой и обычаями, а также таят в себе глубокий священный смысл.
Нож и ножны могли принести мужчине в дар, как знак признательности за какое-нибудь благое дело. Также была возможность обменять этот предмет на иной дар. Привычные функции ножа, такие как, оружие для защиты или нападения, а также предмет, необходимый во время застолья, чтобы разделать мясо, дополнились ещё одной. Теперь нож с ножнами стал частью костюма мужчины, а, вернее, его украшением.

С давних времён у кочевых бурятских племён бытовал обычай, который заключался в том, что, когда у мужчины появлялся на свет сын, он заказывал для него нож, чтобы тот, в свою очередь, передал его после своему наследнику. Благодаря этой традиции, этот неизменный предмет экипировки передавался от одного поколения к другому. Как в давние времена, так и по сей день, среди племён сохраняется вера в то, что пояс является олицетворением достоинства и чести мужчины, а нож – это сосуд для жизненной энергии и души. Из этого следовало правило, что ни в коем случае хутага нельзя передавать иным людям, в особенности чужакам. Существует даже суеверие, что если порезать осквернённое мясо чужим ножом, то можно сделать его обладателю плохо, наведя тем самым недуг на него.

Интересной характерной чертой является способ крепления ножа к опояску. Ножны закрепляются не непосредственно на нём, а при помощи специальной пряжки-подвески, снабжённой цепочкой. Нож принято носить засунутым за пояс, а от неожиданной потери его сохранит эта самая подвеска с цепью. С этим также связан ритуал: пришедший в гости мужчина, чтобы показать свои добрые побуждения, должен достать нож из-за пояса и оставляет его висеть на цепочке, дабы тот оставался приблизительно на уровне колен.

Верным спутником ножа всегда было огниво. Оно имело вид плоской сумочки, очень похожей на кошелёчек, и являлось свидетельством связи со стихией огня, которая считалась символом жизни, тепла, а также очищения и возрождения. Огниво – второй священный предмет в снаряжении мужчины и его носят точно так же, как и нож. Из рассказов бурят можно узнать, что в давние времена хэтэ было настолько ценным, что его можно было обменять на коня.

Вам понравится