Китайские табакерки

Согласно летописям правления императора Ваньли династии Мин (1573-1620), табак был завезен в Китай в 1550 году из Лусона, а туда, как выяснилось, испанцами, доставлявшими табачные семена из мексиканского порта Акапулько. С конца XVI века эту культуру в Китае начали выращивать в провинциях Фуцзянь и Гуандун, позже в северо-западной провинции Ганьсу. На юге культивировали очень ценный ароматный пурпурный сорт Nicotiana Tabacum, а на севере более дешевый, желтый. Производство партии особенно ценной продукции занимало около 3,5 лет из-за уникального длительного процесса ферментации. В XVI-XVII веках в Европе наряду с привычкой курения появилась мода на нюхательный табак, которая позже пришла в Китай, чему немало способствовали миссионеры-иезуиты, пользовавшиеся влиянием при манчжурском дворе (с 1644 по 1911 год на китайском престоле находились императоры маньчжурской династии Цин). Первоначально именно ароматизированный порошок доставлялся с Запада, в частности португальцами, через Макао. Особенно славилась продукция парижской табачной мануфактуры Робийяра, расфасованная в мешочки с эмблемой из трех королевских лилий: именно в такой упаковке ценный продукт был поднесен императору Канси в 1715 году. Эту же эмблему использовали китайские любители ароматного порошка для первых сосудов — металлических или фарфоровых.

Табак поначалу обменивали на серебро по весу. Со временем в него стали добавлять мяту, камфору, жасмин, гвоздику, розовую эссенцию. Само слово «табакерка»(по-китайски «яньхэ») говорит о предназначении предмета. В Китае они представляли собой небольшие флакончики разнообразных форм с горлышками, имевшими очень узкое (1 мм) отверстие с плотно прилегавшей крышкой. К ней крепилась узенькая ложечка из металла или кости для взятия понюшки. Считается, что первые такие сосуды появились в 40-60 годы XVII века, но окончательно формы «бутылочек» сложились в годы правления Цяньлун (1736-1796). Тогда же обычай носить табакерки, подвесив их к поясу в специальных матерчатых футлярах, широко распротранился среди городского населения.

В изготовлении флакончиков ярко проявились творческая мысль и фантазия авторов. Материалом для изготовления табакерок служили и служат полудрагоценные и поделочные камни (нефрит, агат, малахит, горный хрусталь, сердолик, розовый кварц, аметист, лазурит), слоновая кость, кораллы, рог носорога и буйвола, фарфор, металл, лак, перламутр, различные породы дерева, бамбук, стекло.
Начиная уже с XVIII века табачные флаконы выполняли не только утилитарные функции, но и стали предметом любования и собирательства. Не будет преувеличением сказать, что в этих миниатюрных произведениях отразилась эстетическая мысль Китая, различные художественные категории и принципы. Виртуозная ажурная резьба, яркая полихромия, усложненные композиции так же высоко ценились, как и идущие от категории «естественности» и связанные с искусством интеллектуалов лаконизм художественных средств, изящная простота, «недосказанность», выявление природных свойств материалов: камня, дерева, бамбука, слоновой костию Изучение табакерок обычно проводится по видам материалов, так как для каждого из них применимы определённые конкретные критерии технологии и стиля.
Наиболее традиционные табакерки — каменные. Камень — полудрагоценный или поделочный излюбленный материал для оформления кабинетов где господствовали такие художественные принципы, как простота, изящество и бегство от вульгарности. Художники следовали за материалом, лишь подчеркивая его природные свойства, такие как сложная структура, цвет, рисунок с прожилками и вкраплениями. Эти приемы работы с камнем отразились и в миниатюрных флакончиках.
Флаконы из камня, бамбука, стекла и тыквы, использовали, помимо их основного назначения, и в других целях — например, для тренировки пальцев каллиграфа, а выставленные на специальную резную полку на столешнице — как своеобразный акцент дизайна интерьера. Нередко их делали уплощенными и применяли в качестве пресса для бумаги во время живописной работы. Некоторые сосуды с причудливым рисунком камня служили для медитации и своеобразной интеллектуальной игры, когда следовало, напрягая ассоциативную фантазию, представить зримые образы, выявить особенность рисунка, зарождавшегося в неуловимой игре вкраплений.
Поэтому у сосудов из камня крайне простые формы: они бывают округлыми, яйцевидными, при этом — нередко плоскими. Их создавали уже с конца XVII века, чрезвычайно распространенными они стали в XVII-XIX веках. Традиция их изготовления не утрачена и по сей день.
В китайской глиптике использовался метод, аналогичный европейской резьбе, когда, выявляя светлые или, наоборот, тёмные вкрапления, создавали рельефные изображения — птиц на ветке, бабочек, рыбок или пуников. Нефрит и агат — самые популярные материалы для изготовления табакерок, но встречаются также изделия из коралла, лазурита, розового кварца и др. Сюда можно отнести изделия из янтаря или гагата, поскольку при работе с ними применялся тот же подход, что и к более твёрдым камням, хотя их использовали по-разному.
В камне, наряду с классическими формами, использовали образы из мира природы. Поэтому так широко были распространены табакерки в виде бабочек, цикад, цветов, листьев различных плодов. Наиболее популярны изделия, напоминающие двойную тыкву — гладкую или оплетенную побегами, или пальчатый лимон(пальцы Будды).
Сведения о появлении художественного стекла в Китае весьма противоречивы, хотя как вспомогательный материал, для получения поливы керамических изделий, он был уже известен с V-III веков до н.э. Определенный этап в развитии технологии стекла — период монгольской династии Юань (1279-1368). С монгольским двором в Китай прибыли мастера-эмальеры из разных стран, владевшие секретом создания цветного стекла. Первые мастерские стали работать в Бошане(провинция Шаньдун), а уже в конце XVII века, при маньчжурах, в Пекине была основана мастерская в ведомстве Цзаопаньчжу. Творчество местных ремесленников явно испытывало влияние европейцев-миссионеров, по-этому ряд технологических и стилистических приемов возник именно в XVIII веке, и прежде всего — резьба по многослойному стеклу.
Апогеем развития этого искусства стал период правления Цяньлун(1736-1796). Известно, что император покровительствовал католическим миссионерам, многие из которых при дворе работали как художники, архитекторы, мастера по фонтанам, картографы и т.д. Подход к стеклу у мастеров был весьма разнообразен. Следует отметить многочисленные имитации цветных камней, идущие от венецианской техники варки слоистого или пятнистого стекла, а также прозрачное, резное многослойное и др.
Табакерки из слоновой кости были чрезвычайно редки, так как материал был очень дорогим и в основном привозным из Индии и Африки. Создавая их, придерживались двух основных принципов декорировки: во-первых, выполнить сложную многоуровневую резьбу, а во-вторых, использовать гладкие плоскости, выявляя лишь естественный природный рисунок слонового бивня. Иногда их дополнительно подкрашивали черным или красным киноварным лаком с изображением многофигурных сцен.
В декорировке фарфоровых табакерок присутствуют все известные началу XVIII века технические и художественные приемы: живопись кобальтом, сочетание росписи кобальтом и медью, роспись в колористических гаммах зелёного, черного и розового семейств. Наряду с росписью использовались и другие способы декорировки. Такие как резьба по тесту «линлун», создание многофигурных рельефов с сюжетами.
Табакерки из фарфора нередко представляют собой уменьшенную копию больших ваз с их поразительным разнообразием форм. Но иногда они повторяли образы животных, растений, мифологических персонажей.

В начало » Китайские табакерки » Китайские табакерки
Табакерка.
Табакерка.
Кость. 1736-1795.
Табакерка.
Табакерка.
1780-1880.
Табакерка.
Табакерка.
1780-1880.
Табакерка.
Табакерка.
1820-1900.
Табакерка.
Табакерка.
1760-1860.
Табакерка.
Табакерка.
Стекло. 1800-1880.
Табакерка.
Табакерка.
Стекло. 1760-1800.
Табакерка.
Табакерка.
Стекло. 1930-1949.
Табакерка.
Табакерка.
Стекло. 1780-1850.
Табакерка.
Табакерка.
Стекло. 1932-1945.
Табакерка.
Табакерка.
Нефрит. 1780-1880.
Табакерка.
Табакерка.
Фарфор. 1780-1820.
Табакерка.
Табакерка.
Бронза. 1652.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.
Табакерка.

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *