Мозаика Помпеи

«Мозаика» — это латинское слово, его значение расшифровывалось ранее как «произведение, посвященное музам». Техника мозаики заключается в выкладывании какого-либо сюжета или узора, кусочками стекла, камешков, эмали и т.д. разного цвета. Мозаичная техника появилась примерно в III веке до н.э в Древнем Риме. При раскопках древнего города Помпеи, были найдены мозаичные панно, невероятно красивые и мастерски выполненные.
Мозаика Помпеи отображала в сюжетах панно различные ситуации из жизни того времени, животных, рыб, портреты людей. Город Помпеи, по праву считается одним из значимых городов Древнего мира, скрывающий в себе разнообразие примеров мозаичного искусства. Полотна из мозаики, созданные в Помпеях, выполняли и эстетическую роль, и бытовую, к примеру, служили в качестве напольных покрытий.
Образ собаки в мозаике часто применялся при создании мозаичных полотен в Помпеях. Эти картины играли роль некоего талисмана, и считалось, что они сберегут владельца от несчастий и чужаков. Таким образом, мозаика не только украшала дом, но и предупреждала, что он охраняется псом.
«Бойся собаки» — так переводилась фраза «Cave Canem» на одном из таких мозаичных полотен, и теперь стала общим названием для обозначения похожих сюжетов. Большинство собак изображены в черно-белых цветах, а изображение пса, охраняющего дом, состоит из квадратиков черного цвета на белом фоне.
Образ пса, существующий в древних мифах, где Цербер охраняет врата в мир потусторонний, несомненно, повлиял на создание мозаичных картин.
мозаика Помпеи
Собаки, изображаемые в мозаичных сюжетах не одинаковы: есть и большие и маленькие, реалистично изображенные и схематично набросанные. Злые псы чаще распространены на сюжетах, но есть мозаики, на которых животное спокойно спит. Изображая собаку на входе, жители Помпеи рассчитывали уберечь себя от бед, вот только, в итоге, мозаика не выполнила своего предназначения.
«Помпейский кот» признан не менее значимой картиной из мозаики. На ней мы видим изображение животного из кошачьего семейства. Кто-то видит кота, кто-то считает, что мастер изобразил леопарда. Особый пятнистый окрас животного выполнен очень реалистично, и позволяет узнать на картине хищника с когтями на лапах.

мозаика Помпеи

Оскаленную пасть животного не стоит рассматривать как агрессию, животное, скорее всего, собирается прыгнуть вслед за игрушкой.
На картине «Помпейский кот» прекрасно выражена одна из техник римских мозаик – контур изображения подчеркивается и разноцветными квадратиками, и уложенными в линию частицами фона. Мозаика замечательно подчёркивает объем туловища кота, реализм картины подчеркивается тенью, отбрасываемой лапками кота.
Некоторые из наиболее уникальных мозаик Помпей находятся сейчас на хранении в Неаполе – в Национальном Археологическом Музее.
Но и в Помпеях также можно посмотреть на восхитительные изображения, выложенные из разноцветных камешков.

Кот с птицей. Мозаика на полу дома Фавна

Такие композиции удивляют тщательной подборкой по цвету и величине частиц мозаики, есть даже частицы размером в несколько миллиметров.
Не менее популярно мозаичное полотно под названием «Битва при Иссе из Дома Фавна». Популярным эту мозаику сделало присутствие на ней образа Александра Македонского, и ярко выраженный драматизм, ощущаемый через века.
мозаика Помпеи
Мозаика «Академия Платона», находящаяся в одной из комнат дома Помпеи, как считается показывает нескольких философов периода классицизма. Картина выполнена довольно условными штрихами, и сдержанна в передаче нюансов. По композиции можно судить, что мозаика выложена по картине греческой школы.
академия Платона
Правда, ко времени создания картины, в Помпее царствовал другой стиль и картину художники дополнили превосходной рамой с изображением фруктов, листьев, ленточек, дополнив ее масками с гримасами. Они не повторяются в выражении, и будто изображают насмешку над важностью самого сюжета. Изготовлено панно из мраморных кубиков, со смальтовым добавлением.
Сюжеты помпейской мозаики включали в себя мифологических персонажей, и изображали различные сценки. Порой, трудно различить, где реальность, а где миф.
Жители Помпеи придавали важное значение Фортуне. Изображение на мозаике черепа, весов, мер, колеса, двух миров, двух платьев – означало, примерно следующее: «От сумы не зарекайся».
Животные, рыбы, птицы также часто служили сюжетами для изображения их в мозаичных картинах. Животный мир изображался мастерами в своей естественной среде, играющих между собой, и т.д.

Морские глубины представлены на мозаике «Рыбы», «Морские гады» и «Морское дно». Обитатели моря выложены на картине с удивительной натуральностью и легко узнаваемы. Художник передал и мельчайшие детали – чешуйки рыб, присоски на щупальцах и т.д.

мозаика Помпеи

Дома внутри часто украшались узорами в виде растений и мозаичными геометрическими фигурами, выполненные в монохромном отображении. Но встречались и композиции в цвете (как уже упомянутая «Битва при Иссе»).
Происхождение римской мозаики не заканчивается лишь на художественных панно, обнаруженных в Помпее. Но именно погибший город и дает представлении о размахе, с которым мозаика применялась во внешнем и внутреннем убранстве домов и помещений.
Погибнув, Помпея послужила памятником самой себе и той цивилизации, которая уделяла большое внимание в деле эстетики в своей повседневной жизни.

Вам понравится