Нэцкэ

В традиционном японском костюме не было карманов. Для ношения небольших предметов типа связки ключей, кисета, трубки или кошелька использовали шнур. Шнур связывался в кольцо, которое складывали пополам и пропускали через пояс. К противоположному концу этой петли присоединяли нэцкэ, как противовес и как своеобразное украшение.
Традиция ношения поясных брелков издавна существует во многих культурах мира. На территории Китая подобные брелки изготавливали уже в III веке до н.э. В период Мин (1368-1644) подобные резные брелки называли чжуй-цзы или пэй чуй. Вполне вероятно, что специфика их художественного оформления была позаимствована японцами. Вместе с тем в японской культуре обычай носить нэцкэ появился довольно таки поздно, лишь во второй половине 16 века. В японской литературе нэцкэ впервые были упомянуты в 1690 году. До этого времени мелкие предметы крепили к мечу, к поясному крючку или кольцу. Возможно, своей популярностью нэцкэ были обязаны так называемой охоте за мечами, в результате которой в 1588 году ношение холодного оружия в Японии стало привилегией лишь воинского сословия. Другим фактором распространения нэцкэ стали запреты на роскошь, благодаря которым одежда горожанина должна была выглядеть достаточно скромно. На этом фоне нэцкэ стало немаловажной деталью костюма, к которой относились с должным вниманием. Повлияло на популярность нэцкэ и распространение обычая курения, который требовал постоянно носить трубку, кисет с табаком и огниво.
Взлёт искусства изготовления нэцкэ, ставшего самостоятельным видом творчества, совпал с началом периода Токугава(1603-1868). В это время, когда расцвело городское сословие, окончательно утвердились несколько форм нэцкэ. Главной из них стала катабори — миниатюрная резная скульптура, изображающая людей и животных. В качестве материала для резьбы японские мастера использовали различные сорта древесины, бивни слонов и моржей, рога, клыки и кости животных, панцири черепах, янтарь, нефрит и коралл.
В нэцкэ отразилась культура периода Токугава. Наряду с религиозными и мифологическими сюжетами нэцкэ изображали исторические, театральные, литературные и бытовые реалии того времени. Нэцкэ показывали не только персонажей мифов, но также знаменитых полководцев, государственных деятелей, актёров и даже героев романов того времени.
Многие сюжеты нэцкэ имели благожелательный подтекст, который превратил брелки в амулеты и оберёги. Скорее всего, именно благодаря обережной функции нэцкэ стали популярны далеко за пределами Японии.
Первоначально изготовлением нэцкэ занимались резчики театральных масок и мастера ювелиры, однако постепенно сформировался цех профессионалов. В 1781 году торговец мечами из Осаки Инаба Цурю составил список известных к тому времени мастеров нэцкэ, и этот документ сохранился. Некоторые из упомянутых в списке мастеров уже ставили свои личные печати на выполненные произведения. Со временем многие такие печати превратились в своеобразные торговые марки.
Наряду с нэцкэ другими традиционными предметами миниатюрной резной японской скульптуры были окимоно(поставленная вещь). В отличие от нэцкэ окимоно не имеет сквозного отверстия для шнура. Окимоно не предназначено для какого либо практического применения, это всего лишь украшение. В XIX веке многие мастера нэцкэ изготавливали таже и окимоно, дублируя сюжеты, характерные для нэцкэ.

В начало » Нэцкэ » Нэцкэ » Слайдшоу
Средний рейтинг  1 2 3 4 5Нужно войти, чтобы голосовать
Нэцкэ
Нэцкэ
Нэцкэ
Нэцкэ
Нэцкэ
Нэцкэ
«   »

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *