Орнаменты на пончо северо-американских индейцев

В Северной Америке только у индейского племени тлинкитов были накидки, отдаленно напоминающие пончо. Накидка чилкат считалась одеянием знатных людей и напоминала украшенный с обеих сторон эффектным орнаментом плащ, который накидывался на плечи. Носить их могли как мужчины, так и женщины. Для изготовления чилкатов использовалась шерсть горных коз, собак и кора кедра. Сами индейские племена не выращивали волокнистых растений для ткачества.
Происхождение чилкатов
Согласно одной из легенд искусство плетения чилката было создано племенем Цимшиан, принадлежавшим к народности тлинкитов. Они изобрели оригинальную технику плетения и раскрашивания таких плащей, которая позднее распространилась и в других племенах тлинкитов, В доколумбовской Северной Америке они считались лучшими ткачами.
чилкат
Легенда рассказывает, что бедная девушка племени Цимшиан из знатного, но обедневшего рода, в тяжелое для ее семьи время сплела и раскрасила родовыми рисунками передник, который очень понравился сыну вождя и самому вождю. Вдохновили мастерицу родовые знаки, изображенные на стене дома. Девушка вышла замуж за знатного человека, а искусство плетения чилката стало основой богатства племени Цимшин и других родов тлинкитов. Плащи получили широкое распространение в северо-западном регионе Северной Америке и считались одеждой индейской знати.
Технология производства
Чилкаты считались дорогим видом одежды, так как на изготовление таких плащей приходилось тратить немало времени. При этом в создании двухсторонних плащей-накидок принимали участие как женщины, так и мужчины. Плащи тлинкитов отличались характерной техникой плетения и особым дизайном орнамента. Место расселения племен тлинкитов вдоль реки Чилкат дало название и самому плащу.
Материалом служил пух диких горных коз или собак, а также кора кедра, из которых делали нитки. Ткачеством и собиранием материалов занимались женщины. Мужчины разрабатывали дизайн плаща, создавали основу для нанесения орнамента и делали ткацкий станок. Поэтому каждый чилкат имел оригинальный рисунок, в котором была зашифрована определенная информация. Окрашивание производилось с помощью специальной доски с нанесенным на нее изображением древних тотемных духов, масок и иных мифологических элементов. Каждый рисунок рассказывал мифологическую историю рода, повествовал о подвигах предков и служил своеобразным оберегом от злых духов, как это традиционно свойственно любому орнаменту. В целом, информацию, зашифрованную в орнаменте, могли понимать только члены племени, к которому принадлежал автор рисунка.
Орнамент чилкатов
В основе орнамента плаща-накидки лежали изображения тотемных животных, столбов и масок, символизировавших предков и духов природы. Несмотря на то, что северо-западные племена индейцев Северной Америки были самыми богатыми, знали обмен изделиями, использовали труд рабов и находились на стадии разложения общинно-родовых отношений, представления об окружающем их мире имели традиционные тотемные корни. Это нашло отражение в орнаменте чилкатов.
Тлинкиты верили в духов природы и духов предков, охраняющих в этой жизни каждого, кто наденет изделие с культовым изображением тотемного животного или птицы. Согласно этим верованиям, души умерших людей переселялись в тело священного тотемного животного, который служил защитой всего рода. Духи покровительствовали охотникам, рыболовам, ремесленникам, шаманам. Для каждого вида деятельности полагался свой дух покровитель.
Орнамент тлинкитов отличается многофигурностью и сложностью. В нем могло быть соединено сразу несколько образов ворона и волка, являвшихся главными тотемными животными. Один образ перетекал в другой, что создавало эффект полиэйконичности. В своих рисунках тлинкитские мужчины зашифровывали важную для них информацию, понять которую могли лишь посвященные.

Средний рейтинг  1 2 3 4 5Нужно войти, чтобы голосовать
чилкат
чилкат
чилкат
чилкат
чилкат
чилкат
«   »

Вам понравится