Реклама
» » Пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль – это неординарный, загадочный, отчасти странноватый вид искусства, возникший в эпоху неолита и получивший широкое развитие вплоть до XII – XV веков нашей эры. Сущность этого исторического художественного явления заключается в изготовлении причудливых предметов, вроде культовых бляшек, амулетов, подвесок, украшений и прочие, на которых изображались фигуры животных или людей, а в качестве материала для их создания использовались дерево, бронза, керамика, кости, кожа, мех, и т.п. Родиной пермского звериного стиля считается Зауралье, Предуралье и Западная Сибирь. Особый вклад в распространении данного искусства внесла средневековая бронзовая металлопластика.
Основу пермского звериного стиля составляют сложные зооморфные и зооантропоморфные образы. Как правило, в первом случае на предметах представлены фигуры лося, медведя, оленя, коня, утки, змеи и других зверей, а во втором – изображения имеющие отношение к общественному и хозяйственному строю первобытных племен, к их религиозным предпочтениям и знаниям об окружающем мире. Самой странной и определено оригинальной чертой этого стиля является комбинирование отдельных частей тела разных животных или человека и животного, например объединение человека и лося или человека и птицы. Иногда такие композиции гармонично смотрелись с художественной точки зрения, а иногда получались сухими и ужасающими.

Мнения многих исследователей, гласят о том, что изделья пермского звериного стиля использовались в качестве культовых предметов при общественных религиозных обрядах, так как большинство из них были найдены в могильниках. Также, жители Пермского края обнаруживали предметы культового литья случайно, когда обрабатывали поля или огороды. Такие вещи пробуждали в людях страх, особенно если находки были с антропоморфными изображениями, и они спешили, немедленно от них избавится. Местное население связывали найденные вещи с чудью (название финно-угорских племен и народов) или называли их «чудскими богами».
Пермский звериный стиль удостоился своего названия благодаря тому, что большинство предметов искусства металлопластики были раскопаны на территории Прикамья, в частности в Чердынском районе. Существование стиля подтверждается огромным количеством находок культового бронзового литья в виде украшений с изображениями животных, разнообразных фигурок, подвесок и пронизок.
Одним из самых древних произведений искусства изобретенным на Прикамской земле является рисунок напоминающий геометрию на ребре мамонта со стоянки Пещерный Лог.
К эпохе неолита можно отнести самые первые наскальные рисунки выполненные охрой на высоте от 2 до 7 м, на известном Вишерском Писаном Камне.
В бронзовом веке, в Прикамье наблюдается широкое распространение изделий с образами животных характерных Зауралью. Самые знаменитые и интересные работы этого периода считаются кинжал с Турбинского II могильника, на котором изображены бараны, а также обнаруженные у реки Вишера и в поселке Ерзовка, скульптурки горных козлов.
Многие известные археологи, историки и этнографы исследовали предметы, выполненные в пермском зверином стиле и посветили им десятки книг и научных статей. Но, несмотря на всю существующую литературу по данной теме, смысловое содержание и назначение этого направления в искусстве, так и не были до конца разгаданы, в них все еще много таинственности и мистики. Многие исследователи объясняют странные сюжеты произведений, опираясь на многочисленные мифы и легенды финно-угров Западной Сибири, рассказывающие о сотворении мира и человека, о переселении души умершего человека в животное, об обрядах и верованиях, связанных с религиозным почитанием животных.
Существует теория, что изделия, относящиеся к звериному стилю, служили символом принадлежности к разным этническим группам и племенам. В виде подвесок они являлись неотъемлемой частью костюма, выполняя не только эстетическую функцию, но и роль оберегающего амулета. Древний народ имел магические представления о таких предметах, он верил в их охранительные силы и сопутствующие удачи, а в случае женщин считал, что указывают на их родовую принадлежность и сообщают о плодородии.
Ломоватовская эпоха (VII – IX века) считается периодам расцвета пермского звериного стиля, так называемый «золотой век», время, когда создавались самые сложные и удивительные композиции – объединение человека, животных и птиц.

Сегодня большинство предметов, принадлежащие звериному стилю представляют историческую ценность и являются экспонатами нескольких музеях страны – от Пермского областного краеведческого музея и Чердынского районного музея до Государственного исторического и Эрмитажа.
410
    

Комментарии -
0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.