DataLife Engine > Племена и Народности > Народность Сето

Народность Сето


21-06-2017, 12:00. Разместил: admin Уже не одно столетие на западных рубежах России, на Псковской земле, недалеко от города Старый Изборск проживает удивительный народ с названием Сето, сохранивший до наших дней свои уникальные традиции, материальную и духовную культуру.
Для многих людей «сето» слово незнакомое, однако именно так называется маленький финоугорский народ, который живёт на границе между Россией и Эстонией. Историческая область проживания называется «сетомаа», то есть земля сето. Этноним Сето используется в литературе с 1860 года и фигурирует как самоназвание, то есть по сути происхождение слова «сето» неизвестно до сих пор.
Согласно одной из версий народность Сето относится к прибалтийско-финской подгруппе финоугорских племен, мигрировавших из южной Сибири в Европу около 10 тысяч лет назад. Изначально эта финоугорская народность поселилась на территории от Балтики до Ладоги с запада на восток и с севера на юг от нынешней Финляндии до Пскова. Иное историческое название Сето — Древняя Чудь. Большое количество поселений располагались в районе Псково-Чудского озера, откуда озеро и получило своё название - Чудское.
По второй версии Сето — это эстонцы, которые сбежали в свое время в средние века от католического гнёта рыцарей тевтонцев. Однако, у большинства ученых фигурирует именно первая версия и сами Сето полагают, что они действительно самостоятельный народ.
С тех давних времен, Сето сумели сохранить свой язык, но это было не просто. Дело в том, что письменности у Сето никогда не было, язык передавали от старшего поколения к младшему, его смогли сохранить и в сложные времена советской власти. Стоит отметить, что с 1920го по 40е годы Печорский район Псковской области входил в состав Эстонии, где все говорили на родственном эстонском. Впрочем, сохранению языка способствовал также и песенный фольклор.
Согласно данным 2017 года численность населения Сето в России составляет чуть более двухсот человек и около 10 тысяч человек проживает в Эстонии.
Сето занимались в основном земледелием и животноводством. Традиционной религией народности Сето является православие, их крещение произошло довольно таки поздно - в 15 веке. До этого времени Сето были язычниками, поклонялись богу Пеко, камням, священным лесам и водным источникам.
Пеко — бог плодородия. Как считают сами Сето, он является крестником Богородицы и Иисуса. Пеко по происхождению чистый Сето, который был ростом с сосну, с силой медведя, со стойкостью оленя и когда он косил, 50 человек за ним убирали траву.
Народность Сето

Идол Пеко был передаваемым и единственным на округу, хранили его в амбаре. Во время сбора урожая соседи оценивали количество собранного и у кого был самый маленький урожай, тому и доставался Пеко в амбар на будущий год. У Сето амбар было единственным зданием, которое они запирали на кованый ключ, остальные жилые постройки не запирались. Языческие традиции с крещением народа не ушли никуда, они в той или иной форме сохранились до настоящего времени.

Боговы полотенца
Дома у Сето были деревянные. Как и у русских в доме стояла каменная печь, которая отапливала весь дом. Плита и горячий котел, где готовилась еда, находились в одной комнате. Через стенку от печки располагалась тёплая лежанка. В каждом доме был Богов Угол, в котором стояли иконы покрытые Боговым полотенцем.

Боговы или святые полотенца — уникальное явление самобытной культуры Сето, подобных им нет ни у одной народности. В тканных из шерсти и льна полотенцах чередуются гладкие и орнаментальные полосы. Боговы полотенца 19 начала 20 века отличаются от более поздних. Ранние были уже и короче. По прошествию времени меняется и цвет полотенца. Изначально красный колорит становится более насыщенным, темнеет и превращается в вишнёвый, потом в коричневый и даже в черный. К концам полотенца пришивалось вязанное кружево, узорные ленты или полоска кумача украшенная вышивкой.

Богов угол в доме Сето всегда являлся местом единения, возле которого семья собиралась по праздникам. Старший человек в семье читал молитву, остальные члены семейства стояли рядом и молились, и только затем садились за стол. В такие праздники как Пасха и Рождество, стол у Сето накрыт был целый день. Каждого зашедшего в этот день в гости, сажали за стол и угощали.
Пожалуй самым тёплым помещением в доме Сето была спальня, от кухни её отделяла лишь тёплая каменная стена с лежанкой. У молодой семьи в спальне располагалась люлька.
В народной одежде Сето, главном образом женской, сохранились очень архаичные черты. Подлинные образцы женской одежды через века дошли до наших дней. И в настоящее время традиционный народный костюм бережно хранится во многих семьях этого народа.

Немного о костюме
Неотъемлемой частью национального костюма Сето является головной убор, гармонично дополняющий образ женщины. Головной убор девочки и женщины носили разные.

Девочки носили венок или платочек, а женщины носили либо платок, либо одевали линник. Линник — головное полотенце повязываемое поверх заплетенных кос. Волосы обязательно у женщины должны были быть заплетенными, так как косы считались оберегом. Поверх линника как правило повязывался головной пояс, чем-то напоминающий славянское очелье. И уже поверх всего повязывали платок.

Еще более древние формы сохранил девичий костюм — рубашка долгорукавка и белый сарафан рюют сохранялся почти до конца 19 века в качестве одежды невесты. Костюм обязательно дополнялся поясом и передником, который могли носить как на левом так и на правом боку. На голову девушка надевала повязку с множеством лент, считалось чем больше покупных лент в уборе тем богаче девушка.
Вернуться назад