Реклама

Медресе Шердор

Этот архитектурный памятник древнего Самарканда является частью ансамбля площади Регистан. Медресе Шердор, которое еще называют медресе со львами, занимает западную часть площади и стоит напротив медресе Улугбека, которое было построено за 200 лет до возведения Шердор. Оно больше по размерам и полностью повторяет контуры и формы медресе Улугбека, создавая уникальный архитектурный ансамбль площади.
Медресе Шердор

Возведение Шердор было начато в 1619 году. Его автору – архитектору Абдул Джаббару потребовалось 17 лет, чтобы довести строительство до конца и создать единый архитектурный комплекс с уже имеющимися на площади строениями.

Архитектурные особенности
Медресе Шердор считается одним из уникальных архитектурных памятников Средней Азии позднего Средневековья, который отличает оригинальность конструкции и внешней отделки. Стены строения отделаны цветным глазированным кирпичом и цветной мозаикой, рядом с которой соседствуют надписи из Корана.
Медресе имеет прямоугольную планировку, расположено симметрично по отношению к медресе Улугбека, а на углах его фасада расположены минареты. Общая площадь строения составляет 3990 квадратных метров. Уникальность постройки заключается в том, что переднюю сторону ее фасада украшают знаменитые тигро-львы, преследующие белую лань, что является не типичным для поздней мусульманской архитектурной традиции.
Внешняя отделка фасад выполнена в технике сложных геометрических узоров – гирихи. Их видно издалека. Фризы и барабаны минаретов отделаны эпиграфическим орнаментом.

Изображение тигро-львов на центральном фасаде
Тигро-львы изображены по бокам центральной арки медресе. Именно эта майолика дала название всему сооружению – «медресе со львами», как переводится Шердор. Изображение выполнено в стилистики майоликовой мозаики, которая относится к уникальным изображениям исламской культуры и не имеет аналогов.

На центральном портале изображены звери из семейства кошачьих, напоминающие львов и тигров одновременно, за спиной которых находится солнечный лик.Они преследуют белого джейрана. Это довольно часто встречающее в древней традиции символика солнца-лица, вокруг которого расходятся лучи Форназетти.
Для азиатской культурной традиции эмблема льва-солнца характерна для геральдических знаков царей. Изображение такого типа можно встретить на гербах царей Персии и государства Великих Моголов.
Отделка стен и центральной части портала отличается богатством и красочностью. Яркие синие оттенки гармонично сочетаются золотисто-черными тонами, с помощью которых изображены звери. Охристо-золотистые тигро-львы с раскрытой пастью, преследующие белую лань, ярко выделяются на сине-белом мозаичном фоне, по которому в большом количестве изображены белые цветки.
Позади каждого зверя расположено солнце с человеческим лицом, что совершенно не характерно для эпохи позднесредневековой исламской культуры, в которой согласно Корану, запрещалось изображать не только человеческие лица, но даже животных.Остальная мозаика медресе выполнена в растительном декоративном орнаменте, на фоне которого располагаются цитаты на арабском языке из Корана. Все остальные арки украшены изображением пышной цветочной растительности, которая символизирует «древо жизни». Поэтому изображение на тимпане центральной арки особо уникально.
Солнце, расположенное за спинами тигро-львов, явственно повторяет черты человеческого лица с раскосыми миндалевидными глазами, что не характерно для культурной исламской традиции того времени. Сам сюжет солнечного диска с чертами человеческого лица искусствоведы относят к древним символам, которые встречаются во многих древних культурных традициях эпохи раннего средневековья.
Особый интерес представляет тимпан над большой портальной аркой. Тигр золотисто-охристого цвета устремляется за белой ланью. Солнце изображено в форме белого диска, с раскосыми миндалевидными глазами. Лик его окаймлен золотистым сиянием. Вся композиция расположена на синем фоне со спиралеобразными побегами бирюзовых и золотистых тонов с разбросанными по полю белыми цветами. Запоминающийся рисунок тимпана и определил название медресе Шердор, что означает "Украшенное тиграми".
Традиционный для среднеазиатских медресе внешний облик здания определяется массивным блоком высоких стен, над которым со стороны главного фасада возвышаются пештак, купола на высоких барабанах и угловые минареты, образующие строго уравновешенную композицию. Квадратный внутренний двор окружен двумя ярусами келий — худжр; посередине каждой стороны двора устроен глубокий айван; в углах здания находятся купольные аудитории и мечеть. В пространство двора открываются стрельчатые ниши пештаков и арки худжр, повторение которых создает своеобразный орнаментальный ритм.
В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя — для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.

Особый интерес представляет тимпан над большой портальной аркой. Тигр золотисто-охристого цвета устремляется за белой ланью. Солнце изображено в форме белого диска, с раскосыми миндалевидными глазами. Лик его окаймлен золотистым сиянием. Вся композиция расположена на синем фоне со спиралеобразными побегами бирюзовых и золотистых тонов с разбросанными по полю белыми цветами. Запоминающийся рисунок тимпана и определил название медресе Шердор, что означает "Украшенное тиграми".
238
    

Комментарии -
0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.