DataLife Engine > Россия / Традиции > Праздник Горка в Усть-Цильме

Праздник Горка в Усть-Цильме


18-06-2017, 12:00. Разместил: admin Раз в год село Усть-Цильма, что в республике Коми, принимает гостей со всей России. Люди съезжаются в село, чтобы увидеть то, чего нет больше нигде - старинный русский праздник Горка. Когда-то Горка праздновалась во всех русских деревнях и селах. Но до наших дней она сохранилась в одном единственном месте — в Усть-Цильме. Горку можно сравнить с Атлантидой, которая вдруг поднялась со дна океана. Это подлинный осколок древней Руси, чудом сохранившийся до наших дней.
Праздник Горка в Усть-Цильме

Село Усть-Цильма одно из самых старых на европейском севере России. В 1542 новгородец Иван Ластка получил разрешение, грамоту от царя Ивана Грозного на владение землями со словами «на том месте и впредь жити и двор ставити и людей призывати». Выходцы из Великого Новгорода поселились на реке Печора богатой рыбой. А свое название село получило по расположению рядом с устьем реки Цильма. С конца 17 века в усть-цилемский край устремился новый поток переселенцев, это были староверы, которые не признали церковные реформы патриарха Никона. Заброшенное в глухой тайге село послужило для них убежищем от правительственных гонений. Долгое время единственный путь сюда пролегал по рекам. Сегодня Усть-Цильма имеет с большой землёй автомобильное и авиа сообщение. Даже когда Усть-Цильма обрела устойчивую связь с внешним миром, его жители сумели сохранить свою самобытность. В большинстве староверы, они не только строго следовали дореформенным церковным канонам, но свято берегли традиции предков и вели благочестивый образ жизни: истово молились, избегали излишеств в еде и не терпели вредных привычек.
Староверы чтили прошлое, недоверчиво относясь к техническим новшествам и веяниям моды,фасон одежды сохранялся веками. Мужчины всегда одевались подчеркнуто-скромно. Главным их украшением были расписные носки, которые на Печоре назывались чулками.

Носки - оберег для мужчины — хозяин в семье, кормилец, промысловик-охотник, которого как волка ноги кормят. По-этому оберегу подлежали именно ноги.
Женский наряд так же служил защитой от сглаза, но кроме того, должен был демонстрировать односельчанам достаток в доме и материальную состоятельность хозяина. На украшения жен и дочерей денег не жалели, ткани использовали дорогие самых ярких расцветок.
Праздничные женские костюмы передавались из поколения в поколение. И сегодня жители Усть-Цильмы хранят в сундуках наряды пережившие не одно столетие. Старинный праздничный костюм не музейная древность, а вещь которой регулярно пользуются. Многие женщины охотно одеваются в традиционные одежды на семейные и общественные торжества. Но только раз в году село буквально пестрит от таких нарядов во время праздника Горка.
Праздник Горка уходит корнями в дохристианские времена. В старину все элементы народных гуляний имели глубокий смысл, связанный с жизненным циклом русской деревни. Сегодня древняя символика почти забыта. Но благодаря консерватизму усть-цилемских староверов, до наших дней сохранилась форма торжества. Она словно древний манускрипт, который требует расшифровки и сулит интересные открытия. Даже само название праздника, на первый взгляд простое, может рассказать о многом.
Горка всегда проводилась на видном возвышенном месте, но название праздника связано не только с этим. Горка — вершина лета, вершина года, когда человек и природа полны жизненных сил. В исконном значении Горка — это праздник плодородия и любви, который длится несколько дней.

Сегодня праздник Горка входит в число памятников нематериального — духовного наследия России.
Есть в череде праздничных мероприятий обряды пришедшие из глубокой старины. Один из них называется Петровщина и проходит в ночь с 11 на 12 июля,в канун дня апостолов Петра и Павла. В эту ночь жители Усть-Цильмы собираются на берегу Печоры, жгут костры и варят кашу.

Многие трактуют происходящее как отголоски древнего поминального обряда, но исконное значение праздника иное — каша на петровщину являлась символом будущего урожая. Каша не просто пища из злаков, в старину она являлась главным блюдом без которого не начиналось и не заканчивалось ни одно доброе дело. А про человека с которым нельзя иметь добрые дела, так и говорили «с ним каши не сваришь».
Накануне сенокоса крестьяне из Усть-Цильмы переплывали Печору и становились лагерем на другом пологом берегу, где они подкрепляли свои силы перед работой кашей или ухой. Апостол Петр происходил из рыбацкой семьи, к нему обращались за удачей в рыбной ловле. И в старину и в наше время, река Печора для местных жителей — это прежде всего кормилица.
Во время Петровщины устраивают гонки на лодках по Печоре, а на спортивной поляне устраивают силовые забавы — распиливание бревна на скорость, и перетаскивание 120 килограммового бревна за 30 секунд на дальность. Когда-то петровщина завершала народные гуляния, но в наши дни наоборот, она лишь предваряет кульминацию праздника Горка.


Раньше Горку праздновали обязательно в ясный солнечный день, если шёл дождь, праздник переносили. Даже были годы когда из-за ненастной погоды праздник не праздновали вовсе. Обязательное присутствие во время праздника небесного светила связывают с поклонением древних людей главному языческому божеству — Яриле солнцу.

Праздничный костюм для Горки нужно не только правильно хранить, но и грамотно надевать. Лишь на первый взгляд все костюмы похожи. Опытный человек определит по ним не только материальный достаток, но и семейное положение обладателя. Одевание или снаряжение на Горку важный и торжественный процесс, который сопровождается специальными приговорами и напутствиями.
В нарядном облачении жители села собираются на горочной поляне, где начинается главная часть праздника наполненная песнями и танцами. Танцевальная программа Горки состоит из семи обязательных фигур, которые выполняются в определённом порядке и наполнены символикой уже во многом непонятной современному человеку.
Первая фигура праздника — Столбы, когда участники с песнями двигаются колоннами по три человека. В старину это был простой собирательный смысл. Люди шли на праздник по селу и от каждого двора к колонне присоединялись пары или тройки — обычно в центре парень и под руки две девушки.

Вторая танцевальная фигура называется Круг. Общий хоровод разделяется на два — мужской и женский. Эти круги словно солнце

Третья фигура на две стороны символизирует небо и землю. Девушки и юноши сходятся в пляске стенка на стенку.

Горочные танцы позволяли не только показать себя и подобрать подходящую пару, но и тут же перейти к практическим действиям — получить или украсть у девушки свадебный зарок.
Вступление в брак в Усть-Цильме имело свои особенности. Здешние староверы беспоповцы не признавали духовенство и отказались от многих церковных таинств. Главным событием, которое делало законным брак в глазах общества было не венчание, а благославление родителей и свадебный пир.
Четвертая фигура горочных танцев называется На четыре стороны и символизирует плодородное поле. Все танцевальные фигуры сопровождаются песнями. Горочный песенный репертуар состоит из 17 русских народных песен. В каждой фигуре своя песня.
Пятая фигура — Возжа и Плетень, главные в хороводе. Так заклинают будущий урожай. Мистическое значение этих фигур в старину было столь высоко, что их не танцевали если не была закончена посевная страда. Возжа символизирует управление лошадью и силами природы. Плетень — движение по спирали, означает бесконечное развитие. Танцующие заплетаются через ворота символ обновления и перерождения. Праздник плодородия и любви заканчивается плясовыми фигурами, которые окончательно определяют сложившиеся пары.

Правильное исполнение ритуальных фигур имеет магическое значение, по-этому руководят действием опытные запевалы. Они главные хранители старинного обряда.

Когда в начале 20 века Горку открыли ученые этнографы — это стало настоящей сенсацией. Невозможно было поверить, что где-то сохранились такие старинные костюмы и обряды.
Народные гуляния сохранили свой главный исконный смысл, как и сотни лет назад Горка наполненный светом и красками праздник любви.
Вернуться назад