Новость из категории: Традиции

Медвежий праздник у хантов и манси
  • Нравится
  • 0

Все народы, на территории проживания которых обитали медведи, в древние времена по разному поклонялись этому могучему и опасному зверю. До наших времен дошел, сохранив почти полностью свою сложную структуру, медвежий праздник северных народов.
В преданиях хантов и манси медведя приравнивают к божественному существу, которое приходилось младшим сыном богу Торуму. Отправив его на Землю, отец запретил медведю нападать на людей и их оленей. Однако запрет был нарушен: случился голодный год и медведь вынужден был разорить человеческий поселок. За это Торум лишил его физического бессмертия и позволил людям охотиться на него. Душа младшего сына осталась бессмертной. Она всегда возвращается на Небо, туда, где она родилась.
С тех пор северные народы в честь убитого ими зверя справляют Медвежий праздник, провожая его душу в Небесный Дом. Он длится несколько дней, в зависимости от того, кого смогли добыть охотники. Если они завалили медведя, то торжества длятся 5 дней. В честь медведицы праздник продолжается 4 дня. Медвежат чествуют всего 3 дня.
В давние времена торжества проводили после каждой удачной охоты. Сегодня праздник Медведя проводится не реже одного раза в 7 лет, так как охота на этого крупного зверя стала проводиться реже. Он включает в себя обряды, ритуалы, спортивные состязания охотников и обрядовые песни. Устраиваются целые костюмированные представления, которые сопровождает музыка, танцы и песнопения. Сначала люди хвалят убитого зверя, объясняют его душе, что это не они, а ружье его убило, а мясо съели вороны.
Часто для праздника специально выращивают медвежонка, доводя его до трехлетнего возраста. Жертвенного медведя наряжают в день Медвежьего праздника. На него надевают намордник из бересты, обсыпают серебряными монетами. Медведице повязывают красочный платок и вешают бусы на шею.
Медвежий праздник у хантов и манси

Медвежий праздник начинается с инсценированной охоты на выращенного для этого медведя. После жертвенного убийства люди начинают петь песни, в которых извиняются за то, что им пришлось отнять жизнь у зверя. В жертву зверю приносят олененка. Убитому животному поют хвалебные песнопения ряженые участники обряда. В ритуальных сценках изображают зверей и злых духов, которые хотят похитить душу медведя. Символом злых духов, стремящихся похитить медвежью душу, выступает ворон. Люди стараются ему помешать, спасая бессмертную медвежью душу.
После песен начинаются охотничьи состязания и костюмированные инсценировки легенд и сказаний. Мясо зверя готовится определенным образом для общего обеда. Его варят и съедают сообща. После праздничного застолья кости животного собираются и хоронятся в специальном месте. Северные народы уверены в том, что убитый медведь обязательно возродится, так как его священная душа вернулась к своему отцу на Небо. Шкуру зверя, часть его морды, губы и череп считаются священными талисманами. Их хранят отдельно в специальных местах поклонения.
26-03-2017, 22:52 Категория: Традиции
Похожиеновости
  • Обряд очищения младенцев Эль Колачо
    Обряд очищения младенцев Эль Колачо
    В испанском городке Кастильо де Мурсия каждый год с мая по июнь проходит ритуал очищения младенцев, который называется Эль Колачо. Он выделяется на...
  • Обряд инициации Сатере-Маве
    Обряд инициации Сатере-Маве
    В самом сердце Амазонки, в Бразилии, проживает народность Сатере-Маве, у которой имеется жесткая традиция посвящения мальчиков в мужчины. Именно этот...
  • Традиционная китайская рыбалка с бакланами
    Традиционная китайская рыбалка с бакланами
    С давних пор в Китае используют бакланов для ловли рыбы. В наш век автоматизации и прогресса традиционной рыбалкой уже промышляют немногие, отдавая...
  • Комментариик статье
    Елена Голованова Статус: Пользователь offline Новостей: 0 Сообщений: 46
    • Нравится
    • 0
    Не знаю что мне с собой делать: чем дальше живу, тем жальче и жальче животных. И мясо, бывает ем, не такая я строгая в еде, а животных жалко. Я наделяю их душой и разумом, словно людей, и мне кажется, что они сильно страдают, расставаясь с жизнью, а люди часто убивают животных не из голода, а просто из азарта (охотники, к примеру). Мои нервы не выдерживают представлений того, что творится на фабриках убийств ради мяса, ради меха. Я всё понимаю: я ношу кожаную обувь, могу съесть немного мяса, прося при этом прощение, но я так хочу идеального мира, в котором все животные, почти все, жили бы долго-долго. 
    admin Статус: Пользователь offline Новостей: 112 Сообщений: 46
    • Нравится
    • 0
    Малые народы-то так же, у животного прощения просят до того как убить и после. Сейчас убийство животного приняло уже промысловый характер...мы столько не снашиваем, сколько изготавливается кожаных изделий и не едим столько, сколько идёт под забой зверья. На маниакальную тягу к убийству смахивает этот "азарт" времени.
    Елена Голованова Статус: Пользователь offline Новостей: 0 Сообщений: 46
    • Нравится
    • 0
    Когда-то попадалась статья о том, как коня (то ли в Башкирии, то ли в Казахстане...) подготавливали к уходу. Не знаю, как лучше назвать это помягче. Читали молитву, просили прощения у него, и делали всё минимально травматично, чтобы животное не чувствовало страданий.
    Слышу рассказы охотников и понимаю, что сколько не убивай, всё мало будет. Охотников начинаю тихо ненавидеть. Мех не хочу носить. 
    admin Статус: Пользователь offline Новостей: 112 Сообщений: 46
    • Нравится
    • 0
    У кочевых народов-то целый культ. Конь там и средство передвижения и еда, в общем животное от которого абсолютно всё в степи зависит, к гужевому зверью там очень уважительно относятся.
    Я вообще, после того как побывала на этно выставке, склоняюсь к все чаще и чаще к крапивным рубашкам и одежде из рыбьей кожи.
    Елена Голованова Статус: Пользователь offline Новостей: 0 Сообщений: 46
    • Нравится
    • 0
    Я подумала, что ты шутишь про крапивные рубашки, а посмотрела в интернете и есть такие, оказывается. Пишут, что они дорогие. А рыбья кожа превосходит кожу животных в крепости.

    Сегодня узнала новое! 
    admin Статус: Пользователь offline Новостей: 112 Сообщений: 46
    • Нравится
    • 0
    Дак они реально существуют и довольно таки давно. Традиционные так выглядят - http://ethno-ornament.ru/narodnyy-kostyum/62-rubahi-iz-krapivy.html
    А сейчас они уже согласно времени по стилю подогнаны.
    Нанайцы же делали из рыбьей кожи себе практически всю одежду вплоть до обуви. Если правильно рыбу выделывают, ей сносу нету.